Начало

Управление нояб. 17, 2020

По роду своей деятельности я сталкиваюсь с владельцами бизнесов которые, понимая важность вхождения бизнеса в интернет, абсолютно не могут понять с чего начать это самое вхождение. А если и понимают, то, мягко говоря, по своему и не всегда правильно.

Предположим, какая-либо торговая компания, оптовая или розничная, признав тот факт, что конкуренты уходят в интернет за своим клиентом, наконец то решается сделать первый шаг. Точнее сказать, что этот шаг кто-то инициирует в компании. Это может быть владелец бизнеса, или кто-либо из совета директоров.

Например, директор по маркетингу на очередном собрании совета директоров говорит о том, что не пора ли бы и нам тоже начать клиента своего искать через интернет, да и продажи там тоже не плохо бы делать. Все вроде как всё понимают и кивают, и начинают обсуждать, что сделать для этого.

Один говорит о том, что у него есть знакомый, который делает сайты. Другой говорит о том, что давайте узнаем кто делал сайт конкурентам. Третий говорит о том, что нужно написать ТЗ и обратиться в веб-агентство, они (агентство) то все и "состряпают". А отдел маркетинга благополучно начнет пользоваться новым каналом продаж. В целом - идей много и желание, что-то изменить есть! Это хорошо!

На этой стадии очень многие компании совершают целый ряд ошибок. Сейчас мы с вами их рассмотрим и вкратце попробуем оценить почему действия ошибочны. Конечно же это очень обобщенные ошибки, а полная картина будет зависеть от множества факторов.

Первая ошибка

Начинать самостоятельное вхождение в e-commerce не имея в команде человека, который бы имел "высокое разрешение" в  digital сфере.
Под "самостоятельным вхождением" я подразумеваю вот что. Это когда совет директоров начинает "проектировать" сайт или приложение или сервис. Или так. Директор дает команду директору по маркетингу: "изучите тему!". Или так - учредитель говорит: "Ну давайте сммщика искать. У кого может есть студент, который будет социальные сети вести?". Ну как то так.

Проблема здесь кроется в том, что существует эффект, который называется "думаю что знаю". Руководители компании думают что могут управлять всем раз управляют компанией. И чем круче компания, тем белее уверены в себе её руководители. Это хорошо. Но управлять областью не имея понимания о сути предмета... Очень это спорное занятие. Задачи будут ставиться странные, бюджеты будут не на то что нужно, сайт может быть и получится хорошим благодаря web-агентству, но сайт это далеко не все.

Что делать? Вот тут то как раз и нужно начинать с того, что необходимо найти Project Manager или Product Manager в зависимости от масштаба проекта. Кого искать конкретно и в чем отличие Project Manager или Product Manager, разберемся в следующих статьях. Но здесь нужен именно специалист по организации самого процесса запуска проекта. А вот он уже и должен на основе анализа данных писать стратегию совместно с владельцем, считать бюджеты, организовывать команду и аутсорс и выполнять еще примерно с полсотни вещей о которых владелец бизнеса и его окружение не догадывается. Сейчас появляется еще одно название для людей организаторов продуктов и проектов - продюссер.

Вторая ошибка

Не правильное представление о масштабах инвестиций. Вхождение бизнеса в e-commerce это, на данный момент, достаточно дорогостоящий процесс требующий хорошей инвестиционной базы. Причем не только разовых, но и ежемесячных инвестициях. Для владельца бизнеса нужно четко принять один факт - законченных и сданых проектов в интернете не существует. То есть существует понятие сделанного и сданого этапа работ, но проект целиком всегда находится в стадии развития.

Мы говорим об именно правильном вхождении. Когда проект идет по полному циклу реализации от идеи до получения результата. И в этот процесс входит не только "заказать сайт". В него входят аналитическая составляющая, техническая составляющая, административная, организационная, ресурсная и тд. Вы же не думаете, например, что построить розничный магазин это уже бизнес? В магазине нужен товар, продавцы, реклама, организация процесов и т.д. Так вот. Перед тем как начинать разговоры о том, что нужно заказать сайт, необходимо построить финансовую модель бизнеса.

Третья ошибка

Третья ошибка банальна. Владелец руководит проектом наняв руководителя проекта. То есть, о чем речь. Вот пример.

Владелец (с пониманием только того, как бы он хотел что бы все делалось и с наименьшими затратами): "Вы специалист, скажите как на правильно все сделать". Специалист (с пониманием того, что точно нужно сделать): "Нужно сделать вот так, вот так и вот так....". Владелец: "Нет. Так не подойдет. Давайте сделайте по другому. Сделайте вот так, вот так и вот так...".

Здравый смысл и культура: кто руководит, тот и отвечает за результат.

Продолжение следует...

Теги

Руслан Гуляев

Развиваюсь по направлениям: аналитика и анализ данных, UX, проектирование сайтов, маркетинг, manager projects/products

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.